?

Log in

предыдущее сообщение

В этом году подолгу болтаясь за кордоном, я потеряла бдительность и вплотную приблизилась к католикам.
Часто, не найдя в городе православный храм, я нет-нет да и заглядывала к ним на службу, конечно, опасливо зыркая, не мелькнет ли из-под белой альбы священника лакированное черное копытце.
Ведь дома, в Москве, я не раз слышала и в храме, и в околоцерковной жизни, что католики для нас вреднее мусульман и буддистов.
А недавно моя образованная, верующая мама, вернувшись из Карловых Вар, с сомнением спросила меня: «В этот раз так тяжело молилось. Может, от того, что рядом с отелем был католический храм?»
Чур меня, чур! Хуже, чем к католикам, у нас относятся только к евреям, имевшим неосторожность принять православие.
Эти уж точно «засланные казачки», принявшие веру для вида, чтобы потом расшатывать нашу церковь изнутри. И никто не хочет задуматься, почему не устояла наша церковь в 1917 –м? Без всяких засланных еврейских казачков?
Но сегодня не про страшных евреев. Сегодня про страшных католиков. Как страшно жить!
И страшно признаться, что кое-что мне у них сильно нравится.


Мне нравится, что христианством в Европе, у католиков, дышит вся история, камни мостовых хранят шаги апостолов, а катакомбы – звуки молитв древних христиан. И если тебе претят вычурные барочные храмы, ты всегда найдешь отдохновение под суровыми и аскетичными сводами романских соборов.
Везде в Европе можно почувствовать долготу христианской традиции длинной в две тысячи лет, которой так часто не хватает на родине. В Италии есть храмы, как в Сан-Джаминьяно, куда ты можешь зайти атеистом, а выйти - верующим, так глубоко воздействие христианской мощи фресок Липпо Мемми и Бартоло ди Фреди.

Мне нравятся, что в католических храмах слышится орган, его звуки помогают «отложить всякое мирское попечение». А ведь орган достался западникам из Византии, где он использовался не только в миру, но и в церкви. (Если верить Константину Багрянородному в "О церемониях" (гл. 78/69), то на органе играли, например, Трисвятое).
Да-да. Я знаю, что органная музыка слишком телесна в православном понимании и разжигает чувственность. Но ведь у нас есть распев, хор, ведь голос это тот же инструмент.
С одной стороны, не все ли равно, с помощью какого инструмента славить Господа. (Ведь в пустыне, бывало, крестили песком, а не водой).
С другой - распев, голос тоже может разжигать чувственность. Смущает меня срезание углов в православной контпропаганде. Ведь утверждая, что «курица – не птица, а женщина –не человек», не надо забывать, что петух тоже не птица.

Мне нравится, что католическая служба четко организованна. Раньше я пренебрежительно фыркала, повторяя вслед за своими пастырями, что католики неженки и сидят во время службы, выказывая пренебрежение Господу. Но оказалось, что сидят они только тогда, когда и по православным канонам можно сидеть, а во все ответственные моменты службы они стоят по струнке или опускаются на колени.
Причем, без всякого исключения, в то время как у нас прихожане ведут себя вольно, как Бог на душу положит. Выглядит это более душевно, но и более расхлябанно.

Мне нравится, что к каждой службе священник раскладывает для прихожан тексты песнопений, тропарей и величаний. Так даже для случайно забредшего служба становиться более осмысленной, да и когда поешь вместе с хором, то полнее чувствуешь себя соучастником священнодейства. При этом к пастве всегда выходит регент, чтобы продирижировать процессом. Что у нас бывает крайне редко. Поэтому даже «Символ Веры» у нас часто поют, кто в лес, кто по дрова.
В общем, если у них ты попал на мессу, то уже не забалуешь. Никакой отсебятины, длиннот, необъяснимых пауз, когда сильные мира сего топают в алтарь исповедоваться обособленно прямо перед причастием, а остальные прихожане смиренно ждут пред закрытыми Царскими Вратами.

Мне нравиться, что глава католической церкви не зависим от местных светских властей, хотя, возможно, это только иллюзия. Невольно начинаешь фантазировать, как вели бы себя сейчас православные батюшки, будь у нас главой не Московский Патриарх под боком у Кремля, а какой-нибудь Вселенский, с местом прописки в Греции или Израиле, например.
Такими же белыми и пушистыми оставались бы наши власти в их глазах как сейчас, что даже молитву за царя некоторые ретивцы переделали у нас в молитву за Путина с Медведевым. Независимый глава церкви? Такое даже представить жутко. Такого сразу бы окрестили агентом Госдепа из преисподней, раскачивающим лодку.
Да, Петр Первый был не дурак. Побывав в Англии, он сразу понял все преимущества царя – единоличного главы церкви и надолго укоротил нашу церковь до идеологического отдела по патриотизму при царе-батюшке. Многое ли по факту изменилось сейчас?
Эх, жаль, что Петру Первому понравились преимущества англиканской церкви, но не пришлись по душе выступления каких-то английских холопов с критикой царя. Так что Священный Синод мы завели, а парламент – нет.
Не то меня смущает, что у нас Патриарх местный, а то, как он подобострастно вторит Путину. Напоминая, что всякая власть от Бога, но умалчивая, что иногда эта власть дается пастве в наказание, а не в утешение.
Меня смущает запутанные, непонятные отношения церкви с КГБ, ведь, если Путин бывший гебист, он должен был всенародно покаяться в тяжких, кровавых грехах КГБ против церкви прежде чем свечки перед иконами ставить.
Грустно, что Патриарх, по всей видимости, согласен с Бойко, который взывает «Да созиждутся стены Кремлевские», а не Московские хотя бы…
И жаль, что Путин под руку с Патриархом стремиться к изоляции России, как к единственному пути спасения страны. Если честно, мне гораздо ближе позиция братьев-чехов, которые на сабле, преподнесенной всеславянскому вождю и герою Сербии, генералу Михаилу Черняеву начертали: «Славянству. Христианству. Человечеству». Сабля эта, кстати, тоже в Кремле покоиться.

Однако, вернемся к нашим баранам, вернее католикам. Мне нравится, когда в самом конце литургии перед причастием все прихожане-католики поворачиваются друг к другу и пожимают руки даже незнакомым, случайным соседям, словно напоминая: мы – братья, мы – христиане.
Мне понравилось, что таинство исповеди у них сокровенно. Что, не видя друг друга, и священник, и кающийся - оба предстают перед лицом Христа. А не так, что тебе в спину дышит истомленная ожиданием очередь и часто всё, что ты говоришь, слышно на весь храм.

Мне нравиться, что они не считают нас, православных, - коварными исчадьями ада, искажателями истинной веры, как мы – их. Ведь мы для них – схизматики, а они для нас – еретики. Что в католических храмах часто можно встретить «православные» иконы, пришедшие к ним в дар из Византии, которые они почитают так же, как и «свои».
Кстати, меня всегда коробило, что в некоторых католических храмах в боковых алтарных пределах горят не свечи, а лампочки. «Эти католики совсем оборзели!», - согласно кивала я вслед остальным осуждающим, пока с изумлением не обнаружила, что ставят лампочки для сохранения святынь от копоти. Не знаю, правы ли они, но, по крайней мере, понятно, что не сбрендели.
Ведь фреску, допустим, невозможно застеклить, как икону.
Насколько большой грех молиться у «чужих»? Лишилась ли Святая София небесной благодати от того, что там была отслужена в 1452 католическая месса?
Помню, приехав в начале 90-х в Сан-Франциско, когда у нас еще к РПЦЗ относились с большим подозрением и тоже считали их агентами Госдепа и врагами Родины, я была полностью сражена реальным ощущением благодати в храме «Всех скорбящих Радость» у мощей Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Как завороженная, нарушив все гласные и негласные запреты, я не только выстояла службу, но и причастилась.
За это самоволие, мне не только досталось от батюшки, но многие члены нашей общины подвергли меня такому остракизму, что мне пришлось её покинуть. Но прошло всего двенадцать лет, церкви воссоединились, и эти же люди пришли ко мне с просьбой поделиться целебным маслицем от Иоанна.
Во времена Бориса Годунова у нас было тяжким грехом есть телятину, а еще совсем недавно в день Усекновения главы Иоанна Предтечи на храм жертвовали исключительно юбилейные рубли с усекновенной главой В.И. Ленина.

Конечно, эти предрассудки не идут ни в какое сравнение с тяжкими различиями между нашими церквями, но и аргументы наших богословов об исключительной праведности нашего пути меня смущают. Например, очень часто используемые доводы профессора МДА Алексея Осипова из брошюры «Почему именно Православие – истинная вера».
Он приводит такой антикатолический довод: посмотрите, какие у нас святые и какие у них. Узнается, мол, дерево по плодам. При этом в «наши» он записывает гигантов христианского духа типа Сисоя Великого или преподобного Нила Синайского , которые жили в пятом веке до разделения церквей и являются наши общими почитаемыми святыми, а в «ихние» - всяких сомнительных героев нового времени, биографии которых не блещут благочестием или смирением. Умалчивая, что если рядом поставить наших новых, то у них тоже будет не всё благополучно с биографией.
У святого князя Владимира Красно-солнышко, например, было туго по части воздержания. (Кроме взятой силой на глазах родителей Рогнеды и обесчещенной монахини-гречанки у Владимира было еще три законных жены и 800 наложниц).
А святой князь Александр Невский, заключив союз с Ордой, не только сдал свободный Новгород татарам, но и выкалывал глаза несогласным идти под татар новгородцам. Однако любим и чтим мы их не за это. А за то, что они смогли подняться над своей человеческой природой, послужить вере и отчизне.

Или взять убойный постулат о безгрешности папы. Папа Римский объявил себя безгрешным! Выше только звезды, круче только яйца! И это после всех пап, уличенных во множестве мирских грехов. Включая устойчивую легенду о папе, оказавшемся при ближайшем рассмотрении мамой.
Но при том же ближайшем рассмотрении оказалось, что это постулат утверждает безошибочность папы только в вопросах веры и морали, да и то, если это произнесено «С Кафедры», а не упомянуто в каком-нибудь, интервью или написано в «твиттере». Почувствуйте разницу. Опять наши церковные контпропагандисты передергивают. Срезают углы.
Хотелось бы хихихнуть: «Это ведь просто «ужас»! А не «Ужас! Ужас! Ужас!», но по совести, наши патриархи тоже де-факто считают себя непогрешимыми в вопросах веры, а несогласных быстро зачисляют в разряд раскольников и врагов рода христианского.
Я была бы только рада, окажись православие лучшим из лучших, а русские – народом Богоносцем, но почему нам доказывают это такими шулерскими способами? Пусть и из самых благих побуждений, которыми, кстати, вымощена дорога в ад.
Мы ведь уже не малые дети, нас не надо убаюкивать полуправдой, большинство верующих готовы к серьезному, сложному разговору о смысле жизни и веры.
И отвращает меня от католичества вовсе не возможность или невозможность непорочности с момента зачатия Богородицы и даже не тайна исхождения или неисхождения Духа Святого от Христа, а совсем другие, возможно, ничтожные вещи.
Например, история католической церкви, полная постыдных индульгенций, мутных пап, жутких костров инквизиции. Всей той неправедностью пастырей, которая привела к реформации, желанию христиан вернуться к истокам христианской истины, породила великий и горестный раскол протестантов и стоила нам рек, пролитой нами же христианской крови.
Мне не понятен их мелкий, куцый пост, (пусть наш - большой и длинный, мало кто держит), облегченное молитвенное правило и обыденность самого таинства Евхаристии.
И, конечно, ставшее традицией причастие рядовых прихожан без чаши. Как это то, что дал нам сам Господь, узурпировали его слуги? Тилько для сэбэ. Здесь я душой и телом с пламенным Яном Гусом, «чашечниками» и Моравской церковью. Очень уважаю за это чехов. Маленький, но умный народ.

Помню, оказавшись на прошлую Пасху, единую для всех христиан, в итальянской Лукке я, отстояв утром сухую и пресную пасхальную воскресную службу у местных католиков, в унынии плетясь по узким улочкам, вдруг наткнулась на православный румынский храм. Толкнула тяжелую дверь, не особо надеясь на то, что служба еще не окончена, ведь на часах уже был почти полдень.
И аж задохнулась от волнения: словно ко мне одной на встречу устремился из алтаря священник с таким знакомым и родным «Христос Воскресе!». Как же мне не хватало это славного возглашения! «Воистину, Воскресе!» Слава Богу, я дома!
Когда у дисциплинированных католиков всё закончилось, у разболтанных православных еще только «Евангелие» прочли. Как тут не вспомнить Высоцкого: «Поживу я, воля Божья, /у румын./ Говорят они с Поволжья, /как и мы!/»

Кто же прав? Мы? Они? Все? Никто? Узнаем ли мы это после смерти? Или при Втором Пришествии? Я против объединения церквей, но сам Господь дает нам величественный урок религиозного смирения для верующих всех конфессий. Чтобы пройти этот урок, достаточно побывать на Святой Земле, в Иерусалиме.
В самом сердце несправедливо, как считают арабы-мусульмане, отобранной у них сионистами страны, возвышается великолепная мечеть, построенная на развалинах попранного Второго иудейского Храма. По крытой наклонной галерее с окнами, забранными темной металлической сеткой, поднимаются арабы к себе в мечеть и утешительно наблюдают, как копошатся внизу у подножья неприступной стены, иудеи, потому что для них она - стена плача, окружающая могучий оазис мусульманства, а для мусульман – стена радости и возмездия. И стенания иудеев со всего мира, которые никогда уже не получат своего третьего Храма, вплоть до пришествия Мессии, наверное, сладки для их глаз и ушей.
Но проходят они в мечеть, рассматривая четверть города, принадлежащего евреям, а возносят свои благодарные молитвы, обратив лица к Востоку. А за стеной старого города, прямо на Востоке, перед самым мусульманским носом на вершине горы возвышается колокольня христианского православного храма, «русская свеча» и деться от нее некуда.
А в другой, мусульманской, четверти старого города, бредут христиане всех мастей по крестному пути Христа к Голгофе. И вместо строгой духовной сосредоточенности на этом горьком и святом для всех верующих пути, они смиренно терпят гвалт и нахрапистость арабских торговцев, которые пытаются всучить проходящим свое разномастное барахло, от пылесосов и лифчиков до аляповатых религиозных сувениров иудейской, христианской и мусульманской тематики.
Но и сами иерусалимские мусульмане получают свой урок смирения, потому что прожить они могут, только изготовляя для продажи брелоки с семисвечниками и расписные салфетки с видами гефсиманского сада.
Про литургию, которую служат в храме Гроба Господня католики с православными в очередь, а так же про подвал, отданный армянской церкви, и антресоли, отошедшие к монахам – францисканцам, и говорить нечего.
Настоящий иерусалимский гуртожиток (общежитие – укр), который отпирает и запирает для христиан каждый день палестинец-мусульманин. А степени смирения протестантов, которые лишены службы у Гроба Господня, можно только позавидовать.
Кстати, об армянах. Им, притесненным Турцией, с урезанной страной и горькой памятью о геноциде, им одним, в полное владение досталась целая четверть старого города. Четверть всей Священной Земли, словно в утешение за все перенесенные страдания. И если вы хотите сосредоточиться и подумать о вечном в тиши и уединении, в стороне от толкотни паломников и праздно шатающейся публики, заверните в армянский квартал, побродите по его тихим, древним улочкам.
Ой, а ведь они, армяне, того… Напортачили что-то на Халкидонском соборе, иконостас потеряли и ваще хоть и крестятся тремя перстами, но слева направо, как латиняне. Не вредно ли на их четвертушке Иерусалима думать о вечном?

Comments

( 164 комментария — оставить комментарий )
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
vovapub
1 мар, 2012 08:22 (UTC)
а какой у нее отель был?
lidia_skryabina
1 мар, 2012 08:23 (UTC)
"Аура-Палас", кажется. Какой-то новый и шикарный. :)
(без темы) - vovapub - 1 мар, 2012 08:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lidia_skryabina - 1 мар, 2012 08:35 (UTC) - Развернуть
tiki2tavi
1 мар, 2012 08:26 (UTC)
А мне католических храмах нравится, что не зыркают угрюмо юркие старушки, чуть ли не из под руки выхватывающие свечи, которые и двух минут не простояли, не прогорели. Не шипят, что в джинсах, - в Иоанновском соборе недавно меня не то чтобы обшипел, а просто оборал мордатый мужечина, охраняющий там, видно, покой монашек.
Хоть и крестили меня в православие в младенчестве, не чувствую я себя в православных храмах "дома" - там меня не хотят такой, как есть, а подстраиваться под чужой монастырь я не привыкла.
lidia_skryabina
1 мар, 2012 08:30 (UTC)
Меня тоже часто щиплют старушенции. Думаю, это от того, что церковь - их последние социальное прибежище, клуб по интересам. И вдруг в этот клуб втискивается кто-то со стороны, да еще молодой. Он же может отнять внимание батюшки и т.д.
kasya
1 мар, 2012 08:59 (UTC)
Я армянский квартал вообще больше всех остальных люблю. Там много величия и достоинства и покоя - прямо в воздухе.
*
Последовательно верующий человек, как мне кажется (но именно до конца последовательно верующий), должен неизбежно прийти к признанию только своей конфессии единственно истинной, со всеми вытекающими отсюда выводами относительно всех прочих. Наиболее последовательны в этом смысле самые оголтелые "исламисты", как принято сейчас говорить.
Ну, и именно эта последовательность - и есть самое неприятное и опасное в любого вида воцерковленности. Как мне представляется.
lidia_skryabina
1 мар, 2012 09:07 (UTC)
Да, путь веры так часто превращается в тропки над пропастью, что неизвестно, кто по нему способен пройти. Для меня все-таки смерть является каким-то чудным рубежом, за которым многие тайна будут открыты, а загадки - разрешены.
Возможно, мы просто не в состоянии при жизни понести истину в последней инстанции.
(без темы) - lactoriacornuta - 18 июн, 2012 14:15 (UTC) - Развернуть
katotoniya
1 мар, 2012 09:00 (UTC)
по мне так Бог один, а кто его как называет и как ему служить предпочитает дело каждого, это все уже людьми придумано.самой мне часто намного приятнее в католических и протестанских церквях.они более терпимы в том, что касается настоящего.ведь не имеет значения, как ты одет, да даже какой веры, если сейчас необходимо общение с Богом и ты зашел в храм.да и идти по большому счету никуда не надо.а то, что церковь у нас так явно служит государству, вызывает лишь неуважение к ней как к институту.
lidia_skryabina
1 мар, 2012 09:12 (UTC)
По сути наша церковь, несмотря, на долгую традицию очень молода и имеет дело с новыми варварами, поэтому и болеет детскими болезнями. Меня, если честно, страшит, что она смело взвалила себе на плечи звание народа Богоносца. Боюсь тяжесть ответственности будет не посильна. Особенно при отсутствии хороших проповедников. С грустью думаю о преподавании нового "закона Божьего" в школах, которое может отвратить от веры.
(без темы) - katotoniya - 1 мар, 2012 14:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lidia_skryabina - 4 мар, 2012 12:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - katotoniya - 4 мар, 2012 13:49 (UTC) - Развернуть
pshol_ty
1 мар, 2012 10:23 (UTC)
А мне бы хотелось объединения, но это только мечта :)
lidia_skryabina
1 мар, 2012 10:47 (UTC)
За крышкой гроба все объединимся. Не очень весело звучит для первого дня весны.:) Но думаю, именно после смерти для нас начнется настоящая жизнь с объединением по совсем другим признакам.
Хотя возможно, при Втором пришествии Господь объединит нас. Если, конечно, мы ему поверим, а не будем твердить до последнего (конца света), что он самозванец.
mcmurfy
1 мар, 2012 10:34 (UTC)
в вере я как-то не подключаю голову.
вера!
lidia_skryabina
1 мар, 2012 10:49 (UTC)
Завидую, а у меня словно шило в мозгах. Хотя МРТ мозга ничего не показало. С наступлением весны!
(без темы) - mcmurfy - 1 мар, 2012 11:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lidia_skryabina - 1 мар, 2012 11:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mcmurfy - 1 мар, 2012 11:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lidia_skryabina - 1 мар, 2012 12:02 (UTC) - Развернуть
knigobutik
1 мар, 2012 11:01 (UTC)
Мне католический священник наоборот сказал, что МЫ самая приближённая к католичеству вера. Я часто бываю в местном кат. храме... все знают, что я православная, но никто слова не сказал. Мужа моего вывели из ваганьковской церкви, как только кто-то заметил, что он по-католически крестится.
lidia_skryabina
1 мар, 2012 11:16 (UTC)
В этом и проявляется её коварство. :) Мягко (толерантно)стелет. :)
Нам ближе мусульмане-ортодоксы, которые чуть что, ножичком по горлу. Уважаем твердую руку и в вере тоже. О том, что между суннитами и шиитами идет война обычно даже не вспоминают.
pimonov_v
1 мар, 2012 11:32 (UTC)
ох, Лида, ну, и темку ты подняла. да еще в пост. в первую его неделю. :) кстати, с 1 марта. Весна уже не прийде, весна уже прийшла.
lidia_skryabina
1 мар, 2012 11:38 (UTC)
Так, в пост как раз и нужно подумать. Разве не на первую неделю поста приходиться "Торжество православия"? Или думаешь, обсуждать это - значит вводить в искушение?
(без темы) - pimonov_v - 1 мар, 2012 11:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lidia_skryabina - 1 мар, 2012 12:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pimonov_v - 1 мар, 2012 12:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pimonov_v - 1 мар, 2012 12:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lidia_skryabina - 2 мар, 2012 11:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pimonov_v - 2 мар, 2012 12:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lidia_skryabina - 4 мар, 2012 12:53 (UTC) - Развернуть
el_grek
1 мар, 2012 12:32 (UTC)
Орган мне тоже нравится. :)
Пользуясь случаем, позвольте выразить искреннюю признательность за совет, который Вы мне дали весной - речь шла о возможности публикации моей статьи. Спасибо Вам, была и статья "К-загадка" в ЛГ накануне 120-летия Булгакова, и вот уже третью неделю на прилавках книга Владимира Колганова "Дом Маргариты: московские тайны Михаила Булгакова". В магазине "Москва" даже записали её в бестселлеры. :)
http://eremey-60.narod.ru/margo60.html

Edited at 2012-03-01 12:34 (UTC)
lidia_skryabina
2 мар, 2012 11:55 (UTC)
Спасибо, за наводку. Постараюсь купить. Эх, надо презентацию книги провести в литературном салоне Булгаковском у Андрея Коровина. Вы его знаете? Или я всё уже пропустила?
(без темы) - el_grek - 2 мар, 2012 15:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lidia_skryabina - 4 мар, 2012 12:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - el_grek - 4 мар, 2012 16:23 (UTC) - Развернуть
13lad
1 мар, 2012 13:33 (UTC)
исключительно юбилейные рубли с усекновенной главой В
Хм... Не потому ли в то время ходил устойчивый слух о том, что такой рупь "кое-где" можно было сменять на пятёрку (купюрой)? Правда, я не видвл сменивших, но рупь тот действительно был редкостью, чуть ли не нумизматической...

ЗЫ. Рад Вас снова читать, Лидия)))
lidia_skryabina
2 мар, 2012 12:00 (UTC)
Re: исключительно юбилейные рубли с усекновенной главо
Нет, это была не такая уж редкость, потому что было несколько выпусков в 74-м точно, а потом еще два или три раза к юбилеям Революции и т.д. Они немного разнились и у нумизматов стоили от двух с полтиной до трех рублей уже ближе к 80-м. Кстати, я знала теток, которые специально для этого дня и красную десятку заначивали, там тоже была усекновенная глава В.И.
13lad
1 мар, 2012 13:33 (UTC)
Маленький, но умный народ
Забавная антитеза)))
lidia_skryabina
2 мар, 2012 12:01 (UTC)
Re: Маленький, но умный народ
Да, мы же привыкли к другой присказке про кавказцев: "маленький, но гордый народ". :)
13lad
1 мар, 2012 13:40 (UTC)
армяне напортачили что-то на Халкидонском соборе
Армян там не было - они в очередной раз воевали за свою шагреневую землю...
А отношения Армянской Апостольской и Русской Православной церквей оба наших патриарха именуют сестринскими. Поэтому в Арм. квартале Иерусалима неопасно)))
lidia_skryabina
2 мар, 2012 12:17 (UTC)
Re: армяне напортачили что-то на Халкидонском соборе
А я считала армян - монофизитами, именно потому что они на собор не поспели и просто приняли то, как считала близкая им Византия. Кстати, несколько раз, заказывая сорокоуст (или панихиду)об упокоении своей армянской свекрови, при указании фамилии, натыкалась на строгий вопрос теток у свечного ящика: "А она точно православная? Если не знаете наверняка, не подавайте, мы за монофизитов (схизматиков) молиться не можем". До них, видать, сестринские отношения еще не докатились. :)
(Удалённый комментарий)
(без темы) - 13lad - 18 июн, 2012 15:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lactoriacornuta - 18 июн, 2012 15:35 (UTC) - Развернуть
zdobinutom
1 мар, 2012 13:54 (UTC)
"И никто не хочет задуматься, почему не устояла наша це
и каков же Ваш ответ? любопытно )
lidia_skryabina
2 мар, 2012 12:34 (UTC)
Re: "И никто не хочет задуматься, почему не устояла наша
Ой, это целый новый пост писать надо.:) Но думаю, что оскудение веры произошло отчасти и из-за формального преподавания Закона Божьего людьми, которые сами давно потеряли веру. Его буквы, а не Духа.
И из-за крайней оторванности бюрократической церковной верхушки, полностью ориентированной на царскую милость, от повседневной приходской жизни священников. Я случайно наткнулась в одной книге на протоколы заседаний Священного Синода по жалобам православных на Распутина. Стыдно было читать, что плели наши церковные иерархи, чтобы его "отмазать" и некоторые так и говорили: "Разве вы не знаете, куда он вхож? Хотите, чтобы нас разогнали?"
И от того, что проповедников хороших не отыскалось, которые могли бы на равных подискутировать с тем же Толстым, с народовольцами, с юными террористами. Одного Иоанна Кронштадтского на всех маловато будет.Ведь во всей центральной России одни только прихожане Савво-Сторожевского монастыря не отдали свою святыню на разграбление и оказали комиссарам сопротивление.
olya333
1 мар, 2012 14:03 (UTC)
Приятно Вас видеть снова :)

Edited at 2012-03-01 14:04 (UTC)
lidia_skryabina
2 мар, 2012 12:36 (UTC)
Спасибо, Ольга. Мне тут включилась в один медийный проект.(пока не обкатаю, не хочу рассказывать) и снова начала хромать на обе жжешные ноги. Но теперь дала себе обещание писать каждый месяц.
Хорошей весны!
student_anselm
1 мар, 2012 14:34 (UTC)
С возвращением! Ждал ваших записей!
lidia_skryabina
2 мар, 2012 12:45 (UTC)
Спасибо, я тут на пороге новой жизни. Не у гробовой доски, и не у брачного венца, а у профессиональной двецы, на которой очаг нарисован и т.д. Поэтому снова задержалась с блогами. Но теперь точно буду каждый месяц писать. Зуб даю. :)
(без темы) - student_anselm - 2 мар, 2012 13:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lidia_skryabina - 4 мар, 2012 12:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - student_anselm - 4 мар, 2012 13:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lidia_skryabina - 6 мар, 2012 15:28 (UTC) - Развернуть
te_poo
1 мар, 2012 15:25 (UTC)
"Мы ведь уже не малые дети"

Правда?
lidia_skryabina
2 мар, 2012 12:42 (UTC)
Может, конечно, и малые :). Но за эти двадцать лет относительной свободы, церковь (и не только) все-таки многое сделала для нашего воцерковения, вхождения в трудную духовную жизнь. Но, наверное, нужно пробовать обсуждать эти трудные темы, а не только ругаться. Помню, когда я первый раз пришла в храм, то вообще застала коллективную исповедь и батюшка на нас, прихожан, ругался, зачем мы каждое воскресенье в храм ходим, когда причащаться четыре раза в год надо?! :)
(без темы) - te_poo - 2 мар, 2012 18:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lidia_skryabina - 4 мар, 2012 13:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - te_poo - 4 мар, 2012 16:25 (UTC) - Развернуть
zubatov
1 мар, 2012 16:16 (UTC)
== образованная, верующая ==

Сполз под стол…
lidia_skryabina
2 мар, 2012 12:51 (UTC)
Я тоже про себя смеялась. Ну, как еще сказать, что у меня мама вполне вменяемая? :) Верующая, но без начетнического фанатизма, как некоторые тетки (особенно тетки)всю службу по храму бегают, злые как собаки, замечания делают прихожанам. Именно поэтому, я от неё такого махрового суеверия не ожидала.
(без темы) - zubatov - 2 мар, 2012 13:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lidia_skryabina - 4 мар, 2012 13:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zubatov - 4 мар, 2012 16:24 (UTC) - Развернуть
deddon
1 мар, 2012 18:41 (UTC)
С возвращением, уважаемая Лидия!
Вовсе не хочу оскорбить Ваши религиозные чувства, но не могли бы Вы мне, рассказать о происхождении выражения «народ-богоносец». Так сказать «откуда есть пошла». А то я и в Старый завет и в Новый – может, пропустил. Наставьте, пжлст.
lidia_skryabina
2 мар, 2012 13:07 (UTC)
Ну, ноги у этого народа еще из 14 века растут. По-моему, Иван Калита постарался, когда под Московское княжество славянские земли подгребал. Типа, Господь назначил нас, русов (народ-мученик), после византийцев на апостольский пост (народ-апостол), так как мы наделены естественной, природной божественностью. И у нас своя миссия историческая эту божественность нести через века. Миссия эта мученическая, это наш крест, но в качестве награды зато мы живем на Руси (в России), избранной Богом.
Федор Михайлович (Достаевский) - это всё шлифанул, вот и получился народ-богоносец. Мы в себе Бога носим. Только мы, русские - православные, обладаем единственной правдой: единственным Богом и «своим» Христом — кротким и смиренным. А Владимир Соловьев считал, что придет новая эра и тогда западный Богочеловек и восточный народ-богоносец выйдут на главные роли. (Если я всё правильно поняла). А про то, что Москва - Третий Рим, а Четвертому не быть, вам и так, наверное, все уши прожужжжжжали. :)
(без темы) - te_poo - 2 мар, 2012 19:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lidia_skryabina - 4 мар, 2012 13:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - te_poo - 4 мар, 2012 17:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lidia_skryabina - 6 мар, 2012 15:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - te_poo - 6 мар, 2012 16:10 (UTC) - Развернуть
electro_ovechka
1 мар, 2012 22:31 (UTC)
"Мне нравится, когда в самом конце литургии перед причастием все прихожане-католики поворачиваются друг к другу и пожимают руки даже незнакомым, случайным соседям, словно напоминая: мы – братья, мы – христиане." - это,наверное,было самым сильным потрясением,когда я впервые попала на католическую службу.

Как же я рада вашей записи!Я думала,я одна такая странная: православная, которой время от времени просто необходимо бывать на католических богослужениях. Спасибо за то,что не побоялись высказаться на такую личную тему. А то обсудить мне не с кем,а пост прочла - будто разделила с вами свои сомнения.Спасибо.
lidia_skryabina
2 мар, 2012 13:31 (UTC)
Я, кстати, первый раз попала на это рукопожатие случайно. Бродила по декабрьскому Парижу, замерзла, как цуцык, постеснялась одна идти в кафе (я иногда такой тормоз бываю)и вошла в храм погреться. Я тогда так остро почувствовала - я не одна в этом огромном городе, чужой вселенной.
Рада найти сочувствующую. :) Хорошей весны и мирного поста.:)
griet_v
2 мар, 2012 04:38 (UTC)
Когда мы ехали в Калифорнию в конце 90-х я очень переживала о своём духовном развитии. Представляя, что здесь даже церкви православной нормальной нет. И молилась, чтоб Господь не оставил меня. Так чтоб я не сомневалась - первый человек с которым мы познакомились здесь был Отец Стефан - настоятель Храма всех Святых в Земле Российской Просиявших г. Бурлингейм. Нам дала его телефон мексиканская девочка, которая работала в иммиграционной службе. Мы просто спросили, где русские общины, она долго звонила своим подружкам. Мы уже ушли на стоянку такси, когда она прибежала с телефоном Павленко С. Сказала, что нашла в желтых страницах. Утром мы позвонили, сказали, что хотели бы узнать, где русская община. И через полчаса к нашей гостинице приехал на встречу настоящий русский священник. Он забрал меня, мужа и нашего 2 летнего сына в свой минивен и отвез в Скорбященский Собор Сан Франциско. Отче открыл нам Сбор и отслужил молебен у Мощей Святителя Иоанна Сан францисского и Шанхайского.
Отец Стефан особенный человек в жизни многих людей.
Моя добрая приятельница рассказала, что когда они собрались пожениться с будущим мужем католиком, то никто не хотел её венчать. И катастрофа уже была близка. Спас Отец Стефан. У неё уже трое детей взрослых и с мужем они живут душа в душу. Все дети закончили православную гимназию. Конечно они причащаются и на службах всегда. И папин католический храм не забывают. Благо это несколько кварталов от Скорбященского Собора.
Уже 12 лет как меня приняла РПЦЗ и я столько интересного здесь вижу и чувствую. Я часто с радостью езжу на Родину и общаюсь со своими друзьями. Но у меня уже отпали очень многие вопросы и претензии в частности к католикам.
lidia_skryabina
2 мар, 2012 13:46 (UTC)
Очень вас понимаю. Я когда попала первый раз к от. Иоанну Шанхайскому, то просто не могла отойти от его мощей. От них словно свет лился, а когда я наклонилась, чтобы приложить лбом и разглядела эти руки с волосками на пальцах, с выступившими под кожей венами, словно по ним еще пульсирует кровь, то у меня прямо волосы на всем теле стали дыбом от потрясения. А когда отвела взгляд от мощей, то увидела на стене слева огромную фреску св. Лидии. У меня и вовсе ноги подкосились. Лидия моя - не очень почитаемая святая, её иконы никогда в храмах не бывает. Потом, мне объяснили, что расписывая собор, художник изображал тех святых, носители имен которых помогали в строительстве храма. Я чуть в Америке не осталась тогда, таким это для меня знаком стало. Раньше я часто бывала в Калифорнии, и каждый раз с такой радостью ехала на свидание с дорогим батюшкой. Однажды мы с мужем отправились на машине даже в скит отца Иоанна, где-то в горах и в дебрях, в глухом лесу. Я тогда поразилась, что в скиту жили православные монахи-американцы, натуральные американцы,которые даже по-русски не говорили.
Слава Богу, что на свете есть такие люди, как Ваш отец Стефан. Хорошей Вам весны и мирного поста!:)
deddon
2 мар, 2012 18:03 (UTC)
Иван Калита постарался, когда под Московское княжество славянские земли подгребал. Типа, Господь назначил нас, русов (народ-

То есть, сами себе звание присвоили и гордо носим?

Я не настаиваю, но что-то другого толкования не вижу.
lidia_skryabina
4 мар, 2012 11:49 (UTC)
Да, подхватили знамя падающей Византии. Сам себя не похвалишь - никто не похвалит. Отличный самопиар, работающий до сих пор. :)
pretty_babka
2 мар, 2012 20:18 (UTC)
Хорошая тема. Как-то священник УПЦ сказал: "мы безблагодатными у вас считаемся. Хорошо, пусть содомит, пусть женатый монах, но главное -в РПЦ, значит- благодатен." Я не знала что ответить
lidia_skryabina
4 мар, 2012 11:59 (UTC)
А надо было сказать, что митрополит Филарет (в то время), приложивший руку к образованию УПР тоже одно время году так в 1995 назвал её «Истинно-православная церковь Киевского патриархата». :) Тоже хотел зваться истинным-преистинным. :) А если серьезно, то стычки церквей на Украине очень огорчительны, хотя и понятны. Ставлю себя на место украинских прихожан и не знаю, как бы поступила.
grigor_yan
2 мар, 2012 20:19 (UTC)
Хорошая статья, спасибо! И сам общий тон повествования мне понравился )) Даже где-то мой стиль изложения напомнило.

С Вашего позволения "стащу" статью к себе. Думаю, моим читателям тоже будет интерсно.

Кстаи, Лидия, если Вам интересны подробности всех тех "армяно-халкидонских" проблем, то у меня в блоге Вы найдете много интересного по этой теме.
lidia_skryabina
4 мар, 2012 12:01 (UTC)
Спасибо, за оценку. Сейчас отправлюсь путешествовать по Вашему блогу. Тем более, что у меня муж армянин. Правда, всего на четверть, но эта четверть сильнее, чем у некоторых целое. :)
pingback_bot
2 мар, 2012 20:28 (UTC)
Межконфессиоанальное... (перепост)
User grigor_yan referenced to your post from Межконфессиоанальное... (перепост) saying: [...] ли на их четвертушке Иерусалима думать о вечном? http://lidia-skryabina.livejournal.com/27665.html [...]
baltvilks
5 мар, 2012 06:57 (UTC)
А я вот - католик. Причем убежденный. Хотя среди предков были и католики, и православные.

Не знаю, интересно-ли кому мое мнение о том, почему православная церковь в 1917 -20 не устояла, а католики устояли почти везде. Но если интересно, то могу обосновать.

А еще интересно, что католики православных считают за братьев и сестер и не позволяют себе их как-то принижать даже за глаза. А вот православные... ну сами знаете. По-моему тут имеет место гордыня и, плюс к гордыне, еще кое-что не очень хорошее, которое... ну совсем не от Бога.
lidia_skryabina
6 мар, 2012 15:12 (UTC)
Я думаю, это еще и опасение, что сотни миллионов (сколько, кстати, католиков?) католиков могут поглотить горстку православных.
Мне очень интересно узнать, что Вы думаете о причинах падения Православной церкви.
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 164 комментария — оставить комментарий )

Latest Month

Март 2012
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner